ТЕОРИИ ВЛАСТИ


ТЕОРИИ ВЛАСТИ
- множество подходов к определению сущности власти можно условно разделить на атрибутивно-субстанциональные и реляционные.

Атрибутивно-субстанциональные концепции трактуют власть как атрибут либо как самодостаточный "предмет" или "вещь". В русле этого подхода можно говорить о потенциально-волевых, инструментально-силовых и структурно-функциональных концепциях власти. Потенциально-волевые концепции определяют власть как способность или возможность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волю (И.Фихте, Г.Гегель, К.Маркс, А.Шопенгауэр, М.Вебер). В инструментально-силовых концепциях власть отождествляется со средствами ее реализации (Ч. Мерриам, Д.Кэтлин, Г.Моргентау). В современной политической теории наибольшее распространение получили системная и структурно-функциональная концепции власти (Т.Пирсоне, Д.Истон, М.Крозье и др.).

В рамках системных концепций можно определить три подхода к пониманию власти. Первый - истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т.Парсонс). Второй подход рассматривает власть на уровне конкретных систем - семьи, организации и т.п. (М.Крозье). Третий подход характеризуется тем, что определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы (М.Роджерс). Среди представителей системного подхода есть теоретики (К.Дойч, Н.Лумап), трактующие власть как средство социального общения (коммуникации), которое позволяет регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Они видят назначение власти в разрешении постоянно возникающего противоречия между необходимостью порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами.

Реляционные концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяют влияние на второго. Можно выдели три основных варианта теорий религиозной интерпретации власти: теории "сопротивления", "обмена ресурсами) и "раздела зон влияния". В теориях "сопротивления" (Д.Картрайт, Дж.Френ Б.Рейвен и др.) исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ( объекта. Соответственно разрабатываются классификации различных степе ней и форм сопротивления. В теории "обмена ресурсами" (П.Блау, Д.Хисон, К. Хайнингс и др.) на первый план выдвигаются ситуации, когда имевшее место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения, и вследствие этого возникает острая потребность в ресурсах у тем, кто их лишен. В этом случае индивиды,) располагающие "дефицитными рецептами", могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. Теории "раздела влияния" (Д. Ронг и др.) предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимании не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости рол лей участников взаимодействий. Если одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому, то (я трансформацией сферы влияния позиции участников меняются.

К реляционным концепциям некоторые исследователи относят и бихевиористские (поведенческие) концепции власти. Подобно авторам реляционных концепций, бихевиористы исходят из трактовки власти как отношения между людьми, при котором одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики и сознания, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть объявляется исходным пунктом и конечной целью политического действия.

Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г.Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание "политической энергией". Человек видит во власти средство улучшения жизни, приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

Для бихевиористов характерно также рассмотрение политических отношений как рынка власти. Правила рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, выравнивание цен и конкуренция продавцов и покупателей - они и только они выступают регуляторами, автоматически (без внешнего принуждения) обеспечивающими функционирование политической системы общества. Политические субъекты активно действуют на рынке власти, пытаясь выгодно использовать имеющиеся у них ресурсы (от природной воли к власти до накопленных запасов, имеющихуже реальный объем), где эти ресурсы и получают общественное признание как таковые.

К классу реляционных концепций власти можно отнести и новейшие постструктуралистские (или неоструктуралистские) концепции "археологии и генеалогии власти" М.Фуко и "поля власти" П.Бурдье. М.Фуко, к примеру, уточняет, что власть это не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения ("отношение отношений"). Отношение между субъектами власти объявляется им неперсонифицированным и неовеществленпым, поскольку данные субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношения взаимных сил. П.Бурдье вводит понятие "символической власти", обосновывая его как совокупность "капиталов" (экономических, культурных и т.д.), которые распределяются между субъектами власти в соответствии с их позициями в "политическом поле" (социальном пространстве, образуемом и конструируемом самой иерархией властных отношений).

Все приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена.


Политология: словарь-справочник. — М.: Гардарики. . 2001.

Смотреть что такое "ТЕОРИИ ВЛАСТИ" в других словарях:

  • Теории происхождения государства — Теории происхождения государства  теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки  [[теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика …   Википедия

  • Теории происхождения государства и права — Теории происхождения государства  теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства. Входят в предмет исследования науки теория государства и права Содержание 1 Общая характеристика …   Википедия

  • ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА — теории, рассматривающие массовость в качестве решающей характеристики всех процессов совершающихся в современном об ве и объясняющие его специфику. Идейным истоком Т.м.о. является консервативно аристократич. критика революционных преобразований в …   Российская социологическая энциклопедия

  • Теории транснационализации — Теории транснационализации  это группа теорий в области мировой экономики, объясняющих особенности появления и развития транснациональных корпораций (ТНК), а также закономерности осуществления этими корпорациями (компаниями) прямых… …   Википедия

  • Теории преступности и девиантного поведения — – общий термин для различных объяснений нарушения социальных норм в целом и нарушения уголовного законодательства в частности. Теории преступности и девиантного поведения по разному учитывают личные, культурные и социальные факторы. Эти теории… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • ТЕОРИИ, ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЕ — составная часть большинства технологических теорий современной социально экономической мысли, основанных на концепции произошедшего перехода управления и власти в производстве и обществе от собственников и политиков к инженерно технической… …   Большой экономический словарь

  • ТЕОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА — 1. Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе вся власть от Бога . Подчинение же людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение… …   Политология: словарь-справочник

  • ТЕОРИИ БЮРОКРАТИИ — концепции управления об вом, отражающие процесс бюрократизации всех сфер об ва в период перехода от свободного капитализма к гос. монополистич. Начиная с М. Вебера исследователи бюрократии Р. Мертон, Р. Бендикс, Ф. Селзник, А. Гоулднер, С. Липсет …   Российская социологическая энциклопедия

  • ТЕОРИИ ЭЛИТЫ — (от франц. elite лучшее, избранное, отборное) соц. филос. теории, обосновывающие тезис, что необходимыми составными частями любой обществ. структуры являются высшие, привилегированные слои (или слой), осуществляющие функции управления, развития… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА — социологич. и соц. психологич. концепции, исходящие из методологич. принципа гедонизма. Регулируются моделью экономич. человека , т. е. представлением о человеке как существе, стремящемся к максимальной выгоде с минимальными затратами. Т.с.о.… …   Российская социологическая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «ТЕОРИИ ВЛАСТИ» >>